Skip to main content

Часто задаваемые вопросы

Перечислите виды жилищного фонда в зависимости от формы собственности?

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на (ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ):
  • частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
  • государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
  • муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям;
Что относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме?
К общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относятся: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
 
Кому в многоквартирном доме принадлежит общее имущество?
Общее имущество  в многоквартирном доме принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ) независимо от способа управления многоквартирным домом, в том числе и при управлении домом ТСЖ.
 
Что является органом управления многоквартирным домом?
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 44 ЖК РФ)
К чьей компетенции относится принятие решения о выборе способа управления многоквартирным домом?
К компетенции общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме (п. 4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
Назовите вопросы, отнесенные Жилищным кодексом РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
  • принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
  • принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;
  • принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме;
  • выбор способа управления многоквартирным домом;
  • другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 44 ЖК РФ);
При каком условии общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум)?
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ).
 
С какой минимальной периодичностью собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме?
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
 
Возможно ли проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии кворума?
Нет. При отсутствии кворума для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ).
 
Возможно ли проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме чаще, чем один раз в год?
Да. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными (ч. 2 ст. 46 ЖК РФ).
 
Кто может быть инициатором внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме?
Инициатором внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть любой из данных собственников или уполномоченное им лицо (ч. 2 ст. 45 ЖК РФ). Инициатор общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должен оповестить собственников помещений вне позднее чем за 10 дней до даты его проведения. (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ).
 
Кто вправе голосовать на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме?
Правом голосования на собрании собственников помещений по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме или их уполномоченные представители (ч. 1,2 ст. 48 ЖК РФ).
 
Каким количеством голосов обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений?
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности за общее имущество в данном доме (ч. 3 ст. 48 ЖК РФ).
 
Что инициатор проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должен указать в сообщении о проведении такого собрания?
В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
  • сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
  • форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование);
  • дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
  • повестка дня данного собрания;
  • порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться. (ч. 5 ст. 45 ЖК РФ).
Каким числом голосов принимаются решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам о реконструкции многоквартирного дома, о пределах использования земельного участка, о передаче в пользование общего имущества собственников
Решения по указанным вопросам принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
Каким числом голосов принимаются решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу о выборе способа управления многоквартирным домом?
Решения о выборе способа управления многоквартирным домом принимаются большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
 
Опишите процедуру проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования — передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема (ч. 1 и 2 ст. 47 ЖК РФ).
 
Вправе ли общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания?
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания (ч. 2 ст. 46 ЖК РФ).
 
Какие способы управления многоквартирным домом существуют?
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
  • непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
  • управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
  • управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).
Возможно ли изменение способа управления многоквартирным домом?
Кодекс закрепляет за собственниками право на изменение в любое время реализуемого способа управления на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
 
Сколько управляющих организаций может управлять одним многоквартирным домом?
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией  (ч. 9 ст. 161 ЖК РФ).
 
С кем управляющая организация заключает договор управления многоквартирным домом при выборе собственниками помещений в качестве способа управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией?
При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ).
 
Как осуществляется управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в государственной собственности?
Управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса (ч.2 ст.163 ЖК РФ).
 
Что такое договор управления многоквартирным домом?
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
 
Расскажите о непосредственном управлении многоквартирным домом?
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров. Договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме (ст. 164 ЖК РФ).
 
На какой срок заключается договор управления многоквартирным домом?
Договор управления заключается на срок не менее чем один год и не более чем на три года. (ч.5 ст.162 ЖК РФ).
 
В нашем МКД инициативная группа провела общее собрание собственников помещений, совершив поквартирный обход и собрав на листе подписи проживающих. Уведомления о проведении общего собрания никто из нас не получал. Законны ли действия инициативной группы?
Действия инициативной группы незаконны. Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования – передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования, считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.
 
Инициативная группа организовала собрание собственников помещений, при отсутствии кворума. Провели голосование, а недостающие голоса до кворума решили получить путем обхода квартир, в которых отсутствовали. Правомерны ли действия инициативной группы?
Неправомерны. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ).
 
Какими документами регулируются взаимоотношения собственников помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления?
Собственники помещений в многоквартирном доме заключают с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления, договор управления на условиях, выработанных на открытом конкурсе.
Собственники помещений в течение 30 дней со дня получения проекта договора вправе подписать договор, отказаться от подписания договора или предложить подписать договор на иных условиях (протокол разногласий). По согласованию сторон могут быть установлены и иные сроки подписания договора.
Управляющий, получивший от собственников помещений (собственника помещения) предложение подписать договор на иных условиях, в течение 30 дней со дня получения предложения собственников, в свою очередь, вправе подписать договор или передать разногласия на рассмотрение суда.
Если стороны подписывают договор, то содержащиеся в нем условия считаются согласованными. Если управляющий передал разногласия на рассмотрение суда, то суд может определить условия договора управления и обязать собственников помещений заключить договор управления на этих условиях. Если собственники помещений уклоняются от заключения договора управления, управляющий вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
 
Что делать, если орган местного самоуправления не выполняет обязанность по выбору управляющей организации?
Кодекс предусматривает меры защиты прав собственника помещения в многоквартирном доме, собственники помещений в котором в течение года не выбрали способ управления этим домом или приняли решение о выборе способа управления, но не реализовали его. Если муниципалитет в этой ситуации своевременно не исполнил обязанность по организации открытого конкурса среди управляющих организаций, то любой заинтересованный собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию.
 
Всегда ли необходимо проведение открытого конкурса для выбора управляющей организации?
Кодекс предусматривает возможность заключения договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса. Такая процедура допускается, если конкурс признан несостоявшимся. В соответствии с ГК РФ, конкурс признается несостоявшимся, если в нем участвовал только один участник.
 
С какого момента возникает обязанность по внесению платы за помещение и коммунальные услуги?
Жилищный кодекс РФ устанавливает необходимость не только своевременного, но и полного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, причем распространяет данную обязанность не только на граждан, но и на юридических лиц – собственников жилых и нежилых помещений. Кодекс определяет момент возникновения обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги для физических и юридических лиц. Согласно кодексу, обязанность по внесению платы за жилое помещение и платы за предоставляемые в этом помещении коммунальные услуги возникает у граждан и юридических лиц только с момента возникновения права собственности на жилое помещения или заключения соответствующего договора, устанавливающего основания использования жилого помещения, либо после предоставления жилого помещения в установленном порядке члену жилищного или жилищно-строительного кооператива.
При этом Кодекс не содержит положений, устанавливающих момент возникновения обязанностей по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и платы за коммунальные услуги собственниками нежилых помещений. Представляется, что при решении споров о расходах собственников нежилых помещений на содержание общего имущества в многоквартирном доме и оплате предоставленных им коммунальных услуг судебные органы должны будут применять к данным правоотношениям нормы кодекса, касающиеся внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, по аналогии.
 
Какие меры могут быть применены к неплательщикам за жилье и коммунальные услуги?
Жилищный кодекс предусматривает, что лица, не исполнившие или исполнившие ненадлежащим образом свои обязательства (несвоевременно или не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги) обязаны уплатить своему кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты. Снижение размера пени или ее отмена не допускается. Уплата установленной кодексом пени производится независимо от того, предусмотрена она договором или нет. Пени начисляются от не выплаченных должниками в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты, по день фактической выплаты включительно. При этом кодекс устанавливает запрет на увеличение установленного размера пеней.
 
Кто и в какие сроки должен информировать жильцов об изменении платы за жилое помещение и коммунальные услуги?
Жилищный кодекс устанавливает обязанность наймодателя информировать в письменной форме нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также предельный срок предоставления такой информации. Аналогичная обязанность установлена кодексом для управляющей организации в отношении информирования собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Кодекс устанавливает предельный срок предоставления информации: не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в новом размере.
 
Нужно ли платить за жилое помещение и коммунальные услуги, если помещение не используется?
Жилищный кодекс устанавливает обязательность внесения собственниками, нанимателями и иными лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги независимо от использования или неиспользования соответствующих помещений. При наличии приборов учета расчет платы за соответствующие виды коммунальных услуг производится с использованием их показаний, без какого-либо перерасчета, независимо от факта проживания в жилом помещении. При временном отсутствии граждан в занимаемом жилом помещении внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с обязательным перерасчетом платежей (но не обязательно полным освобождением от соответствующей платы) за период временного отсутствия. Порядок такого перерасчета утверждается Правительством Российской Федерации. При этом часть коммунальных услуг, предоставление которых не прерывается при временном отсутствии (например, отопление в многоквартирном доме) необходимо оплачивать независимо от факта такого отсутствия.
 
Каковы сроки внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги?
Плата должна вноситься ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим. Существует положение о возможности установления иного срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги договором управления многоквартирным домом. Жилищный кодекс предусматривает в качестве существенного условия договора управления не срок внесения платы, а более широкое условие: порядок внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.
 
Должен ли собственник оплачивать содержание и ремонт общих помещений многоквартирного дома?
Жилищный кодекс устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Содержание понятия собственности физических и юридических лиц в многоквартирных домах содержится в ст. 289 Гражданского кодекса, определяющей что «собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома». Под общим имуществом собственников квартир в многоквартирном доме в соответствии со ст. 290 Гражданского кодекса понимаются «общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры».
Нормы Жилищного кодекса конкретизируют и расширяют понятие общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также устанавливают, что бремя содержания жилого помещения и бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме заключается во внесении собственниками помещений платы за содержание и ремонт жилого помещения. Собственники помещений участвуют в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно их доле в праве общей собственности на это имущество.
 
Должен ли новый собственник помещений многоквартирного дома оплачивать капитальный ремонт?
Жилищный кодекс предусматривает, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех новых собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. Если права собственности на помещение в многоквартирном доме перешли к новому собственнику, то к нему переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома. Если капитальный ремонт не проводился или все обязательства предыдущего собственника на момент отчуждения жилого помещения выполнены, то к новому собственнику никакие обязательства не переходят. В таком случае обязательства по оплате капитального ремонта будут впервые возникать у нового собственника.
 
Кем устанавливается размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме?
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Это, в свою очередь, означает, что собственники помещений при установлении размера этой платы должны согласовать между собой объем всех необходимых расходов на содержание многоквартирного дома, а также его текущий и капитальный ремонт.
Если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органами местного самоуправления. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения является существенным условием договора управления. В случае несогласования условия о размере платы за содержание и ремонт жилого помещения в договоре управления такой договор считается не заключенным.
 
На основании каких документов может производиться перерасчет за неполученные коммунальные услуги?
Перерасчет за неполученные коммунальные услуги может производиться на основании следующих документов:
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 мая 2006 г. № 307 «О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ»
VI. Порядок перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении
54. При временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.
55. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги, указанные в пункте 54 настоящих Правил, осуществляется при отсутствии в жилом помещении индивидуальных приборов учета по соответствующим видам коммунальных услуг.
56. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя. Результаты перерасчета размера платы отражаются в платежном документе, представляемом в порядке, указанном в пункте 36 настоящих Правил. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства. Документом, подтверждающим временное отсутствие потребителя, могут являться:
а) копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;
б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;
в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии;
г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;
д) справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания;
е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

57. Исполнитель вправе снимать копии предъявляемых потребителем документов и проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.
58. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место.
59. Перерасчет размера платы за водоотведение осуществляется в случае перерасчета размера платы за холодное водоснабжение и (или) горячее водоснабжение.

VII. Порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность
60. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
61. При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.
62. Объем (количество) непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, количества потребителей (для водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредоставления коммунальной услуги.
63. В случае если исполнитель после заключения договора своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг, потребитель вправе потребовать от исполнителя возмещения понесенных убытков и уплаты неустойки в соответствии с гражданским законодательством, законодательством о защите прав потребителей и договором.

VIII. Порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества
64. В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее — аварийно-диспетчерская служба).
65. Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.
66. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
67. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).
68. Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей.
69. В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
70. Датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается:
а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;
б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67 — 69 настоящих Правил, — в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;
в) время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, — в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета.

71. Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.
72. В случае причинения исполнителем или третьими лицами ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме исполнитель (или его представитель) и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт, в котором фиксируется факт причинения такого ущерба. Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан его уполномоченным представителем не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. В случае невозможности подписания акта потребителем (или его представителем) он должен быть подписан двумя очевидцами.
73. Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй — остается у исполнителя.
74. Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным:
а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67 — 69 настоящих Правил;
б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета.
Как должен рассчитываться объем электроэнергии, потребляемой в местах общего пользования жилых домов?
Согласно п. 89 Правил функционирования розничных рынков в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в целях:
· оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения;
· использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);
· компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество электрической энергии, приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации), определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Исходя из смысла п. 8 Правил содержания общего имущества в качестве такой границы выступает внешняя граница стены дома.Следовательно, ТСЖ и управляющие организации обязаны заключать договоры энергоснабжения на весь объем электроэнергии, поданной в многоквартирный дом. Основания для исключения из установленного договором электроснабжения объема отпуска электроэнергии объема, потребляемого в местах общего пользования жилых домов, отсутствуют (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 № 17АП-5144/2008-ГК). Для расчета количества приобретаемой исполнителем коммунальных услуг электрической энергии энергоснабжающая организация должна принять показания приборов учета, установленных на вводе в жилой дом (Постановления ФАС СКО от 10.07.2007 № Ф08-4023/2007, ФАС УО от 06.03.2008 № Ф09-1227/08-С5).
 
Почему плата за отопление взимается ежемесячно?
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» размер платы за отопление определяется исходя из общей площади помещения, нормативов потребления и установленного тарифа. Распределение тепла в течение отопительного сезона неравномерное, поэтому для удобства расчетов установлено, что население оплачивает ежемесячно равными долями от годового платежа, исходя из затрат на отопительный период. При установке приборов учета тепловой энергии оплата производится равномерно, исходя из показателей прошлых лет, с перерасчетом в конце года за фактически потребленное количество тепловой энергии по показателям приборов учета.
 
Кто должен обслуживать электросчетчики в местах общего пользования, проводить их периодическую проверку, ремонт, замену?
В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник данного имущества. Обслуживанием электросчетчиков в местах общего пользования (на лестничных клетках и площадках) должна заниматься организация, имеющая их на своем балансе. Это может быть ЖЭК, ТСЖ либо энергоснабжающая организация.
 
Кто должен отвечать за состояние электропроводки в моей квартире?
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
 
Кто должен оплачивать электропотребление уличных светильников в поселке – собственники домов совместно, заключив соответствующий договор с энергосбытовой организацией или поселковая администрация из бюджетных средств?
Согласно п. 6 Информационного письма ФСТ от 12 августа 2005 г. № ДС-4928/14), в котором содержатся разъяснения к Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (Приказ Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2) услуги по наружному освещению (в т.ч. составляющая этих услуг по передаче электроэнергии по распределительным сетям наружного освещения) в соответствии с действующим законодательством не подлежат государственному регулированию. Расходы на содержание и эксплуатацию объектов наружного освещения (оплата электроэнергии, израсходованной на наружное освещение, амортизация объектов наружного освещения, оплата труда работников, занятых обслуживанием сетей наружного освещения и т.п.) должны возмещаться за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете соответствующего уровня, вне зависимости от того, на чьем балансе находятся объекты уличного освещения.
Имеет ли право собственник жилья в многоквартирном доме, в котором создано ТСЖ, отказаться оплачивать вывоз и утилизацию мусора, мотивируя это тем, что он не проживает в квартире?
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» плата за сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов входит в состав платы за содержание общего имущества многоквартирного дома. В соответствии с п. 8 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья. В то же время согласно п. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение. Таким образом, плата за жилое помещение может быть скорректирована только в случае оказания услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Как рассчитывается плата за вывоз твердых бытовых отходов — с 1 человека или с 1 кв. м общей площади? Как она взимается с квартиры, в которой никто не зарегистрирован и не проживает?
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в структуру платы за жилое помещение включается плата за содержание и ремонт жилого помещения. Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых бытовых отходов, а согласно п. 28, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме регламентируется ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорционально размеру общей площади указанного помещения. Кроме того, ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется долей в праве общей собственности на общее имущество, т.е. на 1 м² общей площади жилого помещения.
Что делать и куда обращаться, если нарушаются права граждан в сфере оказания регулируемых услуг жилищно-коммунального комплекса?
В настоящее время услуги жилищно-коммунального комплекса регулируются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», а также рядом подзаконных актов, регулирующих основы ценообразования и формирования тарифов.
К регулирующим органам в этой отрасли следует отнести органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов (региональные службы по тарифам) и органы местного самоуправления.
В случае если нарушение прав гражданина связано с завышением установленных тарифов, либо с превышением надбавок, необходимо обратиться в орган, к компетенции которого относится установление таких тарифов (надбавок). Гражданин также вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок (Федеральную службу по тарифам).
Если нарушение связанно с неправомерным (необоснованным) установлением (изменением) тарифов и надбавок, гражданин вправе обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов (в случае, если тариф или надбавка была установлена органом местного самоуправления), либо в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок (Федеральную службу по тарифам).
В любом случае, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» заявление гражданина должно быть рассмотрено в течение 30 дней, и в исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен еще на 30 дней.
Также гражданин вправе обратиться непосредственно в органы прокуратуры, либо в суд.
 
К компетенции каких органов отнесено установление тарифов в сфере услуг жилищно-коммунального комплекса, и нормативы потребления этих услуг?
Наименование коммунальных услуг Тарифы для населения Нормативы потребления услуг
Электроснабжение Региональная служба по тарифам Региональная служба по тарифам
Газоснабжение Региональная служба по тарифам Региональная служба по тарифам
Холодное водоснабжение Орган местного самоуправления Орган местного самоуправления
Водоотведение Орган местного самоуправления Орган местного самоуправления
Горячее водоснабжение Орган местного самоуправления Орган местного самоуправления
Отопление Орган местного самоуправления Орган местного самоуправления
 
Имеются ли какие-то льготы или специальные тарифы на оплату электроэнергии для православных храмов?
Православные храмы не имеют льгот или специальных тарифов на оплату электроэнергии.
Однако, п. 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. № 20-э/2, содержит подробный перечень потребителей, расчет тарифов для которых производится аналогично группе «Население». В данном перечне присутствуют содержащиеся за счет прихожан религиозные организации.
 
Правомочно ли энергетики взимают плату за замену электросчетчиков?
В соответствии со ст. 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Именно собственник несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии: по капитальному и текущему ремонту, страхованию, регистрации, охране, коммунальным платежам, специальному (техническому, санитарному и др.) осмотру и т. п.
В случае если электросчетчики установлены в жилом помещении (внутри квартиры или частного жилого дома) и они являются собственностью гражданина. При этом, в соответствии с п.140 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530, гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом.
В случае если приборы учета расположены на лестничных площадках и они не являются собственностью граждан-потребителей, а находятся на балансе энергоснабжающей организации или владельца дома (муниципалитета, организации и т.д.), энергоснабжающая организация или иной собственник дома должны обеспечивать надлежащее техническое обслуживание приборов учета, находящихся на их балансе, а также нести все расходы по покупке, установке, подключению электросчетчиков, в том числе вышедших из строя не по вине абонента и (или) в связи с заменой в установленном порядке на другой класс точности.
 
За чей счет должны поверяться квартирные бытовые счетчики газа в многоквартирных домах?
Рассмотрев Ваше обращение о расходах на поверку бытовых газовых счетчиков, сообщаем следующее. Ст. 209 и 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливают, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договорами. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором. Согласно письму Министерства строительства Российской Федерации от 15.04.1997 № 01-13-100 «О состоянии технической безопасности при эксплуатации бытовых газовых приборов» все работы по обслуживанию, ремонту, надзору за газовыми приборами и газопроводами в жилых домах проводятся специализированными предприятиями.
При формировании розничных цен на газ для населения расходы на поверку квартирных бытовых счетчиков газа в них не включаются.
Как рассчитывается плата за вывоз твердых бытовых отходов – с 1 человека или с 1 кв. м общей площади? Как она взимается с квартиры, в которой никто не зарегистрирован и не проживает?
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в структуру платы за жилое помещение включается плата за содержание и ремонт жилого помещения. Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых бытовых отходов, а согласно п. 28, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме регламентируется ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорционально размеру общей площади указанного помещения. Кроме того, ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется долей в праве общей собственности на общее имущество, т.е. на 1 м² общей площади жилого помещения.
Источник: Федеральная служба по тарифам
 
Почему жители 1-го этажа должны оплачивать лифт, если этой услугой не пользуются?
В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491) в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, чердаки, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, оборудование и т.д. Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п.28 Правил).
Источник: Федеральная служба по тарифам
 
Действительно ли существует закон, согласно которому при наличии задолженности свыше 6 месяцев могут принудительно выселить из жилья?
Да, действительно существует, но только для жителей, проживающих в домах и квартирах по социальному найму. Согласно ст. 90 ЖК РФ выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения происходит в случае, если они в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.
 
Какой порядок установки водосчетчиков? Если работы будет выполнять сторонняя организация, т.е. не домоуправление обслуживающее жилфонд.
Потребитель, имеющий намерение установить на трубопроводах холодной и (или) горячей воды, принадлежащих исполнителю, приборы учёта потребления воды, обязан получить у исполнителя технические условия (ТУ) на их установку.
Потребитель за свой счёт нанимает специализированную организацию, имеющую соответствующие лицензии и разрешение Ростехнадзора на установку приборов учёта, которая выполняет проект, согласование его с исполнителем, выдавшим ТУ, и осуществляет монтаж приборов.
Допуск в эксплуатацию смонтированных приборов учёта потребления воды производится исполнителем коммунальных услуг в присутствии потребителя услуг и специализированной организации, осуществлявщшй монтаж, с составлением соответствующего акта, который является основанием для оплаты за потребление холодной, горячей воды и канализование стоков по показаниям приборов.
Потребитель – гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнитель – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Коммунальные услуги – деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Управляющая организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Ресурсоснабжающая организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Существуют ли определенные сроки сезонного отключения горячей воды (т.е. допустим, отключение не может быть осуществлено более чем на две недели)?
Рекомендуемый Госстроем России срок отключения горячей воды – 14 дней, но в каждом конкретном случае продолжительность отключения устанавливается местными органами (пункт 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170.) Так, актами многих муниципалитетов, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга предусматривается, что указанный срок не должен превышать 21 день. За более подробной информацией рекомендуем обратиться в администрацию Вашего муниципального образования.
 
Почему растут тарифы?
В условиях рыночных отношений, когда цены на сырье и материалы меняются непрерывно в течение года, изменение тарифов на коммунальные услуги является неизбежным. Государство может обеспечить только планомерность такого изменения тарифов (цен) и гарантировать их экономическую обоснованность. Помимо естественных инфляционных процессов рост тарифов также обусловлен текущим состоянием основных фондов, выполнением не только мероприятий по обслуживанию и текущему ремонту основных средств, но и необходимостью выполнения капитальных ремонтов и их реконструкции.
Газ. Энергетической стратегией России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства от 28.08.2003 № 1234-р, предусмотрено выравнивание цен на природный газ, действующих на территории Российской Федерации и за ее пределами, в целях недопущения дефицита газа в результате отсутствия инвестиций в его производство и опережающего роста спроса. Учитывая невозможность одномоментного повышения цены на газ на внутреннем рынке, а также в целях предоставления потребителям газа адаптационного периода для приспособления к меняющимся условиям функционирования рынка газа, решением Правительства РФ от 30.11.2006 № 42 определен поэтапный рост оптовой цены на газ. Выравнивание цен позволит стимулировать развитие отрасли по разработке новых месторождений, реализовывать мероприятия по газификации территорий.
Электроэнергия. Рост стоимости электроэнергии для населения обусловлен в первую очередь необходимостью ликвидации перекрестного субсидирования. Это такая экономическая ситуация, при которой рядовой потребитель платит меньше реальной стоимости, а промышленные предприятия «доплачивают» за население. С одной стороны такая ситуация позволяет устанавливать тариф для населения ниже экономически обоснованного. Но, с другой стороны, это ведет к росту стоимости продукции промышленных предприятий, усиливает инфляционные процессы, не позволяет предприятиям конкурировать на внешнем рынке.
Еще одним немаловажным фактором роста тарифа послужил рост стоимости сырья (уголь, газ).
Тепловая энергия и услуги водоснабжения и водоотведения. При формировании тарифов были применены следующие условия: рост стоимости газа; рост стоимости электроэнергии; а также рост остальных статей затрат. Кроме того, учитывалась необходимость доведения заработной платы работников организаций теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения до уровня прожиточного минимума, сохранения квалифицированных кадров. Существенной причиной роста тарифов стало также снижение объема потребления услуг при неизменных условно-постоянных затратах самих предприятий.
 
Из каких составляющих складывается розничная цена на природный газ, реализуемый населению?
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года № 332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» определено, что розничные цены на природный газ устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В целях установления единого для всех регионов Российской Федерации порядка формирования розничных цен на газ, реализуемый населению, ФСТ России разработаны «Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению», утвержденные приказом ФСТ России от 23 ноября 2004 года № 194-э/12. Методические указания определяют основные принципы и порядок формирования и регулирования розничных цен.
На основании «Методических указаний…» розничные цены на природный газ, реализуемый населению, складываются из регулируемых ФСТ России оптовой цены на газ, предназначенный для последующей реализации населению, региональной составляющей розничной цены, включающей в себя тарифы на услуги по транспортировке газа и плату за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа, и налога на добавленную стоимость.
 
Кто должен нести расходы по техническому обслуживанию внутренних газопроводов и газового оборудования, находящихся в составе общего имущества дома, если стоят счетчики на газ?
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение для нанимателя жилого помещения, как и для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя, в том числе, плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, стоимость технического обслуживания ВДГО, входящего в состав общего имущества дома, подлежит включению в плату за ремонт и содержание жилья, которая утверждается органами местного самоуправления из расчета на квадратный метр занимаемой площади.
В соответствии с ч. 3 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, в том числе на техническое обслуживание и ремонт ВДГО.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, предусмотрено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, в соответствии со ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем на год.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее – «Правила»), определяющими требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, ответственность за техническое состояние внутренних устройств газоснабжения, являющихся частью инженерного оборудования жилищного фонда, и контроль за соблюдением правил пользования газом возложена на пользователя и организацию по обслуживанию жилого фонда.
В соответствии с указанными Правилами собственник жилищного фонда или уполномоченная им обслуживающая организация осуществляет организацию эксплуатации жилищного фонда, включающую в себя техническое обслуживание и ремонт инженерных систем зданий.
Техническое обслуживание и ремонт инженерных систем зданий включает в себя диспетчерское и аварийное обслуживание, осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонт. При этом организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Необходимо также отметить, что указанные Правила являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Ст. 92 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 № 307, определено, что исполнитель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги) осуществляет газоснабжение потребителя при наличии у него отвечающего газопринимающего устройства, внутреннего газопровода и другого необходимого внутридомового газового оборудования.
При этом ст. 93 и 95 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» обязанность обеспечения надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования возлагается на потребителей, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договорами, с целью обеспечения содержания и ремонта внутридомового газового оборудования.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством затраты на обслуживание внутридомового газового оборудования должны включаться в оплату жилья и не могут входить в структуру розничной цены на газ ни в качестве составляющей тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, ни в качестве отдельной части розничной цены на природный газ, реализуемый населению.
 
Исходя из каких показателей определяется размер платы за пользование жилым помещением?
В соответствии с ч. 2 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением, за его содержание и ремонт для нанимателей жилых помещений по договорам соцнайма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения.
 
Имеют ли право органы местного самоуправления регулировать порядок расчета и внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения?
Рекомендуем познакомиться с письмом Минрегионразвития РФ от 06.03 2009 г. № 6175-АД/14. В нем, в частности, сказано, что в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 12 Жилищного кодекса РФ (далее — Кодекс) установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений. Порядок расчета и внесения платы за жилое помещение урегулирован в ч. 1 ст. 37, ч. 2 ст. 39, разделе VII Кодекса, а также в п. 17 и разделе III Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.07. 2006 г. № 491.
Регулирование порядка расчета и внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения нанимателями жилых помещений и собственниками помещений в многоквартирном доме органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Кодексом (в частности, статьями 13, 14, 153 – 158) не предусмотрено.
 
За состояние каких коммуникаций отвечает проживающий в квартире гражданин? Меняется ли объём ответственности: проживающий собственник, социальный наниматель, член ТСЖ? Проводились ремонтные работы управляющей компанией или сторонней организацией?
Собственник жилого помещения, а также наниматель (по договору социального найма, найма в домах муниципального и государственного жилищного фонда) осуществляет работы по техническому обслуживанию и ремонту жилого помещения за счет собственных средств.
Порядок действий
1. Устранить причину залива (открытый кран у соседей, прорыв коммуникаций в подъезде, протекание крыши) самостоятельно или с помощью дежурных сотрудников эксплуатирущей организации (ДЕЗ, ЖЭК и т.д.). В крайнем случае, вызывайте Службу спасения или МЧС.
2. Зафиксировать (на фото- или видеокамеру) повреждения от залива (отделка, мебель, полы, стены, потолок, бытовая техника и.т.д.).
3. Если залив случился по вине соседей, необходимо сформулировать свои требования в письменном виде и потребовать компенсации ущерба от залива квартиры.
4. Обратитесь в эксплуатирующую организацию (телеграмма с уведомлением, заявление с отметкой в журнале регистрации) для составления акта о заливе квартиры соседями (он подтверждает объем и величину ущерба от залива квартиры);
5. Если соседи не согласны с оценкой ущерба, рекомендуем обратиться к независимым оценщикам и после получения отчета об оценке ущерба можете подать на соседей в суд. Решение суда о заливе квартиры, скорее всего, будет в Вашу пользу.
В акте помимо точного адреса квартиры (офиса), Ф.И.О. должностных лиц и свидетелей, площади поврежденных потолка, стен, пола и предполагаемой причины, должны быть зафиксированы не только явные (мебель, бытовые приборы, электротовары, элементы интерьера, предметы искусства), но и скрытые повреждения. А также предполагемый причинитель вреда (соседи, эксплуатирующие организации, третьи лица). Попытайтесь включить в описательные документы все, что указывает на характер и причины залива. Один экземпляр акта храните в надежном месте (может понадобиться после залива в суде).
Не торопитесь делать ремонт после залива до суда! А, с другой стороны, не тратьте силы и время, чтобы достичь мирового соглашения. Обращайтесь к нашим оценщикам. Практика показывает, что такие веские аргументы, как отчет об оценке ущерба от залива сильно влияют на соседей или других виновников. Совместно с нашими специалистами попытайтесь еще раз договориться с соседями о справедливой компенсации в досудебном порядке.
 
На основании какого документа дома признаются ветхими или аварийными?
Ветхими и аварийными дома признаются на основании следующего документа:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 февраля 2004 г. № 10 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ И ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОТНЕСЕНИЯ ЖИЛЫХ ДОМОВ (ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ) К КАТЕГОРИИ ВЕТХИХ ИЛИ АВАРИЙНЫХ
Во исполнение пункта 3 Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 552, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу постановляет:
1. Утвердить прилагаемые критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных.
2. Не применять на территории Российской Федерации Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 N 529 «Об утверждении Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания».
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя Госстроя России Л. Н.Чернышова.

Председатель
.П.КОШМАН

 Утверждены
Постановлением
Госстроя России
от 20.02.2004 N 10

КРИТЕРИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОТНЕСЕНИЯ ЖИЛЫХ ДОМОВ (ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ) К КАТЕГОРИИ ВЕТХИХ ИЛИ АВАРИЙНЫХ
I. Общие положения
1. Настоящие критерии и технические условия разработаны в соответствии с пунктом 3 Положения о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 №  552, являются обязательными для применения на территории Российской Федерации и предназначены для оценки непригодности жилых домов и жилых помещений для проживания.
2. Критерии и технические условия служат основой для составления заключений при формировании документов для решения вопроса о признании жилых домов и жилых помещений непригодными для проживания.

II. Критерии отнесения жилых домов к категории непригодных для проживания
1. К непригодным для проживания относятся:
а) жилые дома в аварийном состоянии;
б) ветхие жилые дома;
в) жилые дома, расположенные в пределах санитарно-защитных, пожаро-взрывоопасных зон промышленных предприятий, транспорта, инженерных сетей и других зонах с особыми условиями, запрещенных к застройке;
г) жилые дома, расположенные в опасных зонах отвалов породы угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик; в зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин; на территориях, ежегодно затапливаемых паводковыми водами;
д) жилые дома, расположенные в местах экологического неблагополучия (при обнаружении нарушений природного равновесия местности или территории либо ухудшении геологических, морфологических, физических и других показателей почвы);
е) жилые дома, в которых невозможно предоставить жителям коммунальные услуги, соответствующие по качеству требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, и организовать техническую эксплуатацию жилого дома.

2. Жилой дом в аварийном состоянии — жилой дом, состояние которого угрожает безопасности проживания граждан.
3. Аварийное состояние жилого дома наступает в результате:
а) деформации, повреждения, снижения прочности и несущей способности одного или группы несущих конструктивных элементов (фундаменты, стены, несущие перегородки, колонны, перекрытия, балконы, лоджии, крыши, лестницы и другие несущие конструктивные элементы);
б) деформации основания здания;
в) получения повреждений во время землетрясений, просадок, неравномерных осадков, стихийных бедствий и т.п., если эти повреждения не могут быть устранены с одновременным конструктивным обеспечением требований строительных норм и правил к жилым зданиям для особых условий строительства и эксплуатации;
г) аварии, пожара, в случае если проведение восстановительных работ технически невозможно или нецелесообразно с экономической точки зрения.

4. Ветхий жилой дом — жилой дом с физическим износом <*>, при котором его прочностные и деформационные характеристики равны или ниже предельно допустимых характеристик, установленных нормативными документами для действующих нагрузок и условий эксплуатации.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
<*> Физический износ жилого здания (элемента) — величина, характеризующая степень постепенного или одномоментного ухудшения первоначальных технических и связанных с ними других эксплуатационных показателей жилого здания (элемента): прочности, надежности, устойчивости и т.п. в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека.

5. К ветхим жилым домам относятся:
а) полносборные, кирпичные и каменные дома с физическим износом свыше 70 процентов;
б) деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 процентов.
Степень физического износа определяется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
6. Для отнесения жилого дома к категории непригодного для проживания по основаниям, предусмотренным настоящими критериями, достаточно одного из указанных в пункте 2.1.

III. Критерии отнесения жилых помещений к категории непригодных для проживания
1. К непригодным для проживания относятся жилые помещения:
а) находящиеся в жилых домах, признанных непригодными для проживания;
б) расположенные в нежилых зданиях (за исключением случаев, когда такие жилые помещения были предоставлены гражданам на основании действующего на момент предоставления жилищного законодательства);
в) в которых невозможно предоставить жителям коммунальные услуги, соответствующие по качеству требованиям нормативов и стандартов, санитарных норм и правил и условиям договора, и организовать техническую эксплуатацию жилого помещения, и восстановление его нецелесообразно с экономической точки зрения;
г) находящиеся в аварийном состоянии.

2. Жилое помещение в аварийном состоянии — жилое помещение, состояние которого угрожает безопасности проживания граждан из-за угрозы обрушения единичных строительных конструкций (плиты, балки, ригеля, колонки, простенки, панели и другие единичные строительные конструкции).
3. Для отнесения жилого помещения к категории непригодного для проживания достаточно одного из указанных в пункте 3.1 критериев.

IV. Технические условия отнесения жилых помещений к категории непригодных для проживания
1. К непригодным для проживания относятся жилые помещения, не отвечающие техническим условиям:
а) по габаритам помещений и конструктивных элементов:
ширина прямоугольной или средняя ширина непрямоугольной жилой комнаты менее или равна 2,2 м (при этом ширина или глубина альковов и ниш не учитывается), в том случае, если такая комната является единственным местом жительства;
ширина дверного проема в капитальной стене или перегородке жилой комнаты менее 70 см и технически не может быть увеличена до нормы — в том случае, если это единственный вход в жилую комнату и такая комната является единственным местом жительства;
высота жилой комнаты от пола до потолка менее 2,45 м, для климатических подрайонов IA, IБ, IГ, IД, IIА — менее 2,65 м, высота внутриквартирных коридоров — менее 2,05 м;

б) по расположению жилых помещений:
расстояние между окнами жилой комнаты и стеной противоположного здания или сооружения до 3 м включительно, в том случае, если такая комната не имеет других окон и является единственным местом жительства;
окно (окна) жилой комнаты выходит в замкнутый световой дворик, с габаритами дворика до 5 х 5 м (включительно), в том случае, если такая комната является единственным местом жительства;
окно (окна) жилой комнаты выходит под арку или в крытую галерею, в том случае, если такая комната не имеет других окон и является единственным местом жительства;
в жилой комнате имеется проходной лаз в техническое подполье, чердак или люк ливнестоков, в том случае, если в техническом подполье или чердаке нет другого входа и его нельзя ликвидировать (кроме одноэтажных домов посемейного заселения);
над жилой комнатой или кухней расположены уборная и ванная (душевая), если технически их нельзя перенести в другое место;

в) по благоустройству:
непосредственно к межквартирным стенам и перегородкам, ограждающим жилые комнаты, прикреплены приборы и трубопроводы, если технически их нельзя перенести в другое место;
жилая комната, в которую встроен санитарный узел (уборная или ванная), в том случае, если технически не представляется возможным перенести санитарный узел в другое помещение или обеспечить нормативную звукоизоляцию;
квартира без удобств, где нет жилой комнаты, пригодной по техническим условиям для переоборудования под уборную (за исключением одно- и двухэтажных домов с вынесением за пределы квартир уборных);
коммунальная квартира, где ванная устроена в кухне или коридоре, и в которой отсутствует жилая комната, пригодная по техническим условиям для ее переоборудования под ванную;
жилая комната, пригодная по техническим условиям для переоборудования под «светлую» кухню в коммунальной квартире, где площадь кухни менее 10 процентов жилой площади квартиры или кухня оборудована в передней шириной менее 1,9 м (если вход в квартиру единственный и осуществляется через проходную кухню);

г) по освещению:
жилая комната, кухня не имеет естественного освещения или освещается окнами (фрамугами), выходящими в соседнее помещение;
отношение площади световых проемов всех жилых комнат и кухни квартиры к площади пола этих помещений более 1:5,5;
ширина простенка между световым проемом и поперечной стеной или перегородкой более 3 м, за исключением случаев размещения окон в двух наружных стенах угловой комнаты (при этом ширина или глубина альковов и ниш не учитывается), если такая комната является единственным местом жительства;

д) по вибрации:
уровень вибрации в помещениях квартиры превышает норму допустимых вибраций в жилых зданиях в соответствии с нормативными правовыми актами, если технически не представляется возможным его снизить;

е) по шуму:
уровень шума от работы стационарных механизмов или инженерного оборудования в помещениях квартиры превышает норму допустимого шума в помещениях жилых зданий в соответствии с нормативными правовыми актами, если с помощью конструктивных и защитных мероприятий не представляется возможным его снизить;

ж) по микроклимату:
жилая комната не имеет отопительных приборов, и ее невозможно оборудовать ими;
параметры микроклимата помещений квартиры не соответствуют допустимым параметрам микроклимата жилых помещений в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, если технически не представляется возможным привести их в соответствие.

2. Если часть жилых помещений в жилом доме признана непригодной для проживания, вопрос непригодности всего жилого дома для проживания может быть решен в индивидуальном порядке с учетом конкретных обстоятельств (размер и характер пригодной и непригодной для проживания площади, физический износ отдельных конструкций и дома в целом, размер затрат на ремонт, реконструкцию или перепланировку, возможность обеспечения условий проживания для неотселенных жителей в соответствии с действующим законодательством и другие обстоятельства).